Спектакль «Родина», Центр имени Вс. Мейерхольда. Режиссер и драматург Андрей Стадников. Фотография — Екатерина Краева
Дата проведения 3-4 ноября 2018 года
Место проведения Центр современной культуры «Смена», Казань (ул. Бурхана Шахиди, 7)
Организатор Лаборатория публичной истории
Партнеры Комитет гражданских инициатив, Фонд им. Фридриха Эберта, Творческая лаборатория «Угол»
Театр сегодня становится местом интенсивного обсуждения ключевых тем public history – от рефлексии о травматических событиях ХХ века и их месте в современном историческом воображении до исследования опыта отдельных людей и их стратегий осмысления истории. Третья конференция Лаборатории публичной истории посвящена театру и другим перформативным практикам, формирующим современные способы восприятия прошлого.
СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ КОНФЕРЕНЦИИ
2 ноября (нулевой день)
19:00 — 21:00
Читка пьесы «Страда двадцать первого»
(Центр современной культуры «Смена», ул. Бурхана Шахиди, 7)
Драматург Екатерина Бондаренко, постановка — Егор Исаев
В начале 1920-х годов в Тамбовском и Тюменском регионах вспыхнули крупнейшие крестьянские восстания – Антоновское и Западно-Сибирское. Проект «После бунта»*, поддержанный Фондом президентских грантов, призван зафиксировать состояние памяти о крестьянских восстаниях по прошествии почти 100 лет после этих событий. В рамках проекта было собрано около двух сотен интервью с людьми, которые живут в Тамбовской и Тюменской областях и ассоциируют себя с событиями восстания. Эти интервью были расшифрованы, размечены по темам, событиям, персоналиям и географическим точкам и выложены на сайт warandpeasant.ru.
На основе собранных в рамках проекта материалов – интервью, воспоминаний, документов – драматург Екатерина Бондаренко написала документальную пьесу, посвященную Западно-Сибирскому восстанию. Несмотря на то, что события восстания хорошо задокументированы, это документирование в основном осуществлялось одной из сторон конфликта – победившей. Как это влияет на память о восстании сегодня? Как дать возможность заговорить об этих событиях обеим сторонам? Как сохраняется (и сохраняется ли) память о событиях такой давности? И как обращение к ним позволяет понять механизмы нашей памяти?
*Полное название проекта – «Сохранение исторической памяти о крестьянских восстаниях 20-х годов ХХ века как способ достижения гражданского мира: цифровая и перформативная перспективы»
3 ноября
9:00 — 9:45
Регистрация
9:45 — 10:00
Открытие
10.00 — 11.00
Пленарное выступление
Наталия Якубова (Государственный институт искусствознания, Москва; Университет музыки и исполнительского искусства, Вена, Австрия)
Роль театроведения в формировании культуры памяти: чем нам может быть полезен польский опыт
11:00 — 11:15
Кофе-брейк
11.15 — 12.45
Секция 1. Память театра: способы сохранения живой истории
Владислава Гайдук (Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва)
Эксперименты по документированию спектаклей в Государственном театре имени Вс. Мейерхольда
Екатерина Мазаева ( Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина, Москва)
Театральные афиши: сохранение и репрезентация памяти
Ильмира Болотян (Музей современного искусства «Гараж», Москва)
Что осталось после «Театра.doc» и движения «Новая драма»? (на примере личного архива, архива «Театра.doc», архива Музея современного искусства «Гараж» и базы RAAN)
12:45 — 13:45
Обед
13:45 — 15:15
Секция 2. «Перформансы насилия»: предельный опыт в театре
Сергей Каменский (Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбург)
Репрессии в театральных практиках: между памятью и терапией
Елена Гордиенко (Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Москва)
Полдень 1968: советские протесты как школа свободы?
Кристина Матвиенко (Электротеатр Станиславский, Москва)
Предельный опыт в современном театре: «правда» о прошлом или возбуждение эмпатии радикальными методами
15:15 — 15:30
Кофе-брейк
15:30 — 17:30
Секция 3. Театр и идентичность: практики исследования локальной истории
Алексей Житковский (драматург, сценарист, режиссер документального кино, Нижневартовск)
Сложности преставления советского периода истории Ханты-Мансийского автономного округа: опыт создания и презентации документальной драмы на материалах локальной истории
Нияз Игламов (Театр им. Г. Камала, театральный критик, куратор, Казань)
Документы эпохи в спектаклях Республики Татарстан и Казани на тему сталинских репрессий
Елизавета Спиваковская (Институт прикладного театроведения, Университет им. Юстуса Либиха, Гиссен, Германия)
Арт-фестиваль 15×17: театр на территории Онежского тракторного завода в Петрозаводске. Site-specific в исчезающем месте памяти
Александра Поспелова (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург)
Сценарий праздника «День деревни» как форма публичной речи об истории и памяти
19:00 — 21:00
Спектакль «Свидетели»
(Творческая лаборатория «Угол», ул. Парижской Коммуны, 25/39)
Показ для участников конференции
Режиссер Семен Серзин, драматург Нияз Игламов, художник Ксения Шачнева
«Свидетели» — документальный спектакль о репрессированных в Татарстане в 1937-1938 годах. В основу спектакля легли реальные документы эпохи сталинского террора: списки расстрелянных священнослужителей, письма из лагерей, заявления, доносы, протоколы допросов. Спектакль создан в технике иммерсивного театра, когда зрители сами становятся исполнителями — озвучивают тексты, потому что актерская игра не в состоянии передать жизненную правду документа.
4 ноября
10:00 — 11:00
Пленарное выступление
Алена Карась (Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Москва)
Постдраматический театр и мышление о русской истории
11:00 — 11:15
Кофе-брейк
11:15 — 12:45
Секция 4. ХХ век как «Другой» в перформативных практиках
Екатерина Дегальцева (Бийский технологический институт Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Бийск)
Маскарады предреволюционной эпохи как исторический перформанс
Елена Шевченко (Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань)
Образ «века-волкодава» в спектакле «Собачье сердце» Театра «Мастеровые», Набережные Челны (режиссер Семен Серзин)
Наталья Семенова (Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург)
Тексты советского канона на современной сцене
12:45 — 13:45
Обед
13:45 — 15:15
Секция 5. История повторяется? Реконструкция в искусстве и за его пределами (1)
Валерий Золотухин (Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Москва)
Разыгрывая итоги: события 1905-1917 годов в раннесоветском агитационном театре
Дмитрий Асташкин (Санкт-Петербургский институт истории РАН, Санкт-Петербург)
«Да судимы будете»: первая реконструкция последнего суда над нацистами в России
Ольга Воробьева (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург)
Ролевая игра живого действия как способ «присвоить» историю
15:15 — 15:30
Кофе-брейк
15:30 — 17:00
Секция 6. История повторяется? Реконструкция в искусстве и за его пределами (2)
Антон Свешников, Артем Клюев (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Омск)
«Исторический театр»: западноевропейское средневековье в движении исторической реконструкции Западной Сибири
Марина Байдуж (Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Москва)
Рецепция средневековых и современных демонологических представлений в движении исторической реконструкции
Дарья Радченко (Школа актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка), КБ «Стрелка», Москва)
Как убить квадрокоптер: объект в исторической реконструкции и его перформативные свойства
17:15 — 19:30
Читка пьесы «Милосердие»
Драматург Нана Гринштейн, постановка – Анастасия Патлай
Память о Первой мировой войне в сознании советских и постсоветских жителей России оказалась вытеснена событиями Революции и Гражданской войны, а впоследствии и травмой, оставленной Второй мировой войной. Тем не менее, в государственных архивах сохранилось много свидетельств и документов – официальных и частных – рассказывающих о реалиях той войны и масштабе трагедии. Частная переписка подвергалась тотальной военной цензуре, и в отчетах цензоров сохранилось много писем. В процессе изучения архивных материалов авторы проекта (режиссер Анастасия Патлай, драматург Нана Гринштейн и историк Михаил Колчин) столкнулись с большим объемом информации о роли женщин в войне, о том, как война повлияла на их положение в обществе. Были перераспределены гендерные роли, и многие функции, которые раньше выполняли преимущественно мужчины, оказались доступными женщинам и успешно выполняемыми ими. Помимо увеличения числа рабочих мест у женщин появились и специфические – военные – функции. Как ни парадоксально, война оказалась для женщин способом реализовать собственную витальность и испытать полноту жизни.
19:00 — 21:00
Спектакль «Свидетели»
(Творческая лаборатория «Угол», ул. Парижской Коммуны, 25/39)
Показ для всех желающих – по предварительной регистрации (зарегистрироваться)
20:00
Ужин
Для участников конференции
Контакты
pubhisconf@gmail.com
Publichistorylab.ru
www.facebook.com/publichistorylab
Информационные партнеры
Инде
Colta.ru
2 комментария к “Программа конференции «Публичная история в России: перформансы прошлого в театре и за его пределами»”