Сооснователь Лаборатории публичной истории Артем Кравченко записал для онлайн-университета «Арзамас» лекцию «Создание нового советского человека». Лекция посвящена тому, как идея о «новом человеке» — чрезвычайно важная для большевиков — повлияла на культуру 1920-х годов.
Стремление создать «нового человека» оказало серьезное влияние на самые разные сферы жизни советского общества: от литературы до социальной политики. Без учета этого устремления к желанному «человеку будущего» сложно прийти к пониманию многого в советской бытовой и художественной культуре 1920-х. Но, пожалуй, наибольшее влияние идеи о «новом человека» оказали на те сферы культуры, которые касались воспитания детей. Неслучайно Анатолий Луначарский замечал: «Из маленького ребенка дошкольного возраста можно лепить, школьника-ребенка можно гнуть, юношу можно ломать, а взрослого только могила исправит». И действительно: что, если не «детская масса», могло бы стать наилучшим материалом для создания большевиками «нового человека»?
Лекция Кравченко входит в курс «История русской культуры» — семи расположенных хронологически фрагментов, в состав каждого из которых входит по несколько лекций разных авторов. Автором курса выступил профессор Оксфордского университета и Шанинки Андрей Зорин.
Прослушать лекцию или прочитать ее конспект можно здесь.