3-4 ноября в казанском Центре современной культуры «Смена» прошла конференция «Публичная история в России: перформансы прошлого в театре и за его пределами», организованная Лабораторией публичной истории при поддержке Комитета гражданских инициатив, Творческой лаборатории «Угол» и Фонда им. Фридриха Эберта.
В конференции приняли участие более 30 театроведов, театральных критиков, режиссеров, драматургов, сотрудников музеев и исследователей из Бийска, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Нижневартовска, Омска, Санкт-Петербурга и Вены. Два дня они обсуждали, как театр и другие перформативные практики позволяют рефлексировать о событиях прошлого, становятся площадкой для производства коллективных аффектов памяти и возвращают забытые или утерянные локальные истории.
Оба дня конференции открывались пленарными лекциями. Наталья Якубова (Государственный институт искусствознания, Москва; Университет музыки и исполнительского искусства, Вена) объяснила, каким образом знакомство с польским театром в рамках специальной программы фестиваля «Золотая маска» в 2010 году определило способы мышления о прошлом в современном российском театре. Кроме того, Якубова проанализировала роль публичной театральной критики в форме публицистических журналов и открытых лекций в конструировании польской культуры памяти.
Алена Карась (ГИТИС, Москва) сконцентрировалась на российском театре после 2010 года, зафиксировав три магистральных стратегии работы с прошлым: «исторжение / очищение» (Константин Богомолов), «телесное инкорпорирование» (Максим Диденко) и «поэтизированное вчитывание» (Клим). В интервью казанскому порталу «Инде» Карась также рассказала об историческом мышлении в постколониальном театре национальных регионов.
Секции первого дня конференции были посвящены сохранению и чтению памяти о театре в форматах от афиш и режиссерских партитур до технических записей и электронных архивов. Кроме того, участники говорили о предельном опыте в театре или программном отказе от воспроизводства насилия как средствах возбудить эмпатию, стимулировать рефлексию или построить альтернативную ненасильственную утопию, а также о театральных практиках local history в Нижневартовске, Петрозаводске и поселениях Архангельской области.
На второй день предметом обсуждения стали театральная работа с событиями российской истории XX века, а также, на сдвоенной секции, реконструкторские практики в форме театральных спектаклей, ролевых игр и исторической реконструкции.
В ходе конференции состоялись показ документального спектакля Семена Серзина «Свидетели» о репрессиях 1930-х годов в Татарстане и читки двух пьес. «Страда двадцать первого» Екатерины Бондаренко в режиссуре Егора Исаева, часть исследовательского проекта «После бунта», представила Западно-Сибирское крестьянское восстание 1920-х годов с помощью исторических документов, местного фольклора и фрагментов из интервью с потомками участников и свидетелей события. О работе над пьесой Бондаренко рассказала в интервью журналу «Художественная культура».
Пьеса «Милосердие» Наны Гринштейн в постановке Анастасии Патлай повествовала, основываясь на дневниках Анны Ждановой и Юлии Буторовой, о роли и самоощущении женщин на Первой мировой войне и после нее. В конце ноября Патлай покажет в Москве полноценный спектакль по этой пьесе.
Полная программа конференции доступна здесь.