Спектакль «Родина», Центр имени Вс. Мейерхольда. Режиссер и драматург Андрей Стадников. Фотография — Екатерина Краева
Дата проведения 3-4 ноября 2018 года
Место проведения Центр современной культуры «Смена», Казань
Организатор Лаборатория публичной истории
Партнеры Комитет гражданских инициатив, Фонд им. Фридриха Эберта, Творческая лаборатория «Угол»
Третья конференция Лаборатории публичной истории будет посвящена театру и другим перформативным практикам, которые формируют современные способы восприятия прошлого.
Российский театр последних лет все активнее осознает себя как место памяти, обращаясь как к собственной истории, так и к различным сюжетам и образам коллективного прошлого. Важным этапом этого процесса стала внеконкурсная программа «Маска плюс» фестиваля «Золотая маска» 2016 года, собравшая несколько спектаклей, которые разными способами обращались к теме Второй мировой войны. Эта программа представила своеобразный срез изменений в понимании прошлого современным российским театром, ставших еще более заметными в последние два года. Такие разные режиссеры, как Андрей Могучий, Дмитрий Егоров, Максим Диденко, Андрей Стадников, Анастасия Патлай, Александр Молочников и многие другие, обращались к широкому диапазону тем – от Революции 1917 года до историй городов и институций. В этих работах все более заметным становится расширение круга источников для разговора о прошлом: от архивных документов и устных свидетельств до хорошо известных текстов и образов, понятых в новом контексте.
Таким образом, театр сегодня становится местом интенсивного обсуждения ключевых тем публичной истории – от рефлексии о травматических событиях ХХ века и их месте в современном историческом воображении до исследования опыта отдельных людей и их стратегий осмысления прошлого.
С одной стороны, мы предлагаем обсудить причины и механизмы этого процесса. Как изменяется театральная практика, когда она обращается к историческим сюжетам? Как в таких спектаклях соотносятся стремление к исторической точности и использование истории как инструмента рефлексии о современности? Как взаимодействуют театральные практики и историки (как профессиональные, так и любители)? Как история театра – с ее травмами и умолчаниями – позволяет понять его настоящее?
С другой стороны, интерес современного театра к истории представляется нам важной отправной точкой для междисциплинарного разговора о более широком круге практик и проблем. Как сохраняется память о театре в рамках различных институций: самих театров, музеев, архивов и библиотек? Как осмысляется и представляется прошлое в различных перформативных практиках: исторических реконструкциях, театрализованных представлениях, «живой истории»? Позволяет ли теория перформативности создавать новые «генеалогии» практик и институций (например, судебных заседаний)?
Мы предлагаем обсудить эти и другие вопросы в рамках следующих секций:
Память театра: способы сохранения живой истории
Одна из наиболее активных дискуссий в современных исследованиях театра касается возможности сохранения и документирования его прошлого. В рамках этой секции мы предлагаем обсудить особенности сохранения, воспроизводства и осмысления памяти о театре как самим театром, так и другими культурными институциями. Каковы особенности формирования театральных архивов? Как эти особенности влияют на написание истории театра? Как трансформация музейных практик влияет на репрезентацию памяти о театре? Как память театра исследуется его собственными средствами? Как эта память трансформируется в условиях появления цифровых архивов?
«Перформансы насилия»: предельный опыт в театре
Современный российский театр часто обращается к таким трагическим событиям истории ХХ века, как голод 1931-1933 годов, сталинские репрессии, Вторая мировая война и т.д. Эти события могут представлять сложность как для научного, так и для художественного осмысления из-за особенностей связанного с этими событиями антропологического опыта предельных состояний (голода, пыток, смерти и т.д.). Такой опыт с трудом поддается репрезентации из-за его собственных границ. Попытки его воспроизведения, таким образом, ставят перед театром как этические, так и эстетические вопросы. Можно ли понять историю, не «пережив» ее? Как говорить о «правде» этих событий и их жертвах? Какие инструменты проработки такого опыта есть у театра? Насколько действенны инструменты коллективной проработки прошлого, если речь идет о существенно отдаленных во времени событиях и большом разнообразии индивидуальных образов прошлого у зрителей?
Театр и идентичность: практики исследования локальной истории
Современный российский театр обращается не только к историческим событиям, ассоциирующимся с разными версиями национальной идентичности, но и к истории определенных мест – городов, районов, предприятий и т.д. В этой секции мы предлагаем поговорить о театральных практиках, точкой отсчета для которых стал интерес к локальной истории и идентичности. Какие истории конструируются в этих постановках и как они соотносятся с общенациональным историческим дискурсом? Как в них осмысляются языковые и культурные различия? Становятся ли эти спектакли катализаторами интереса к памяти конкретных мест и сообществ?
Театральность суда – театр как суд над историей
Один из самых известных примеров описания суда с помощью театральных метафор – рассуждения Ханны Арендт, наблюдавшей процесс 1961 года над сотрудником 4-го отдела гестапо Адольфом Эйхманом. Арендт противопоставляет театр и закон, критикуя известный процесс за его излишнюю «театральность». Кэтрин Коул, исследовательница работы Комиссии правды и примирения в ЮАР, отметила, что Арендт не столько отказывает театру в возможности быть пространством примирения, сколько сомневается в возможностях закона (как и театра) вместить панораму горя и голосов жертв, порожденную преступлениями ХХ века. Сегодня, когда слово «суд» в России все чаще употребляется в сочетании со словам «театр», мы предлагаем поговорить о том, как эти две метафоры отражаются друг в друге. Можно ли проследить генеалогию современных судов в истории раннесоветских театрализованных судов? Как история советского правоприменения отразилась на истории театра? Берет ли на себя современный театр роль «суда» над историей и современностью?
История повторяется? Реконструкция в искусстве и за его пределами
Из всех перформативных практик, работающих с прошлым, реконструкция (reenactment), на первый взгляд, ближе всего подходит к пониманию истории как «другого», аутентичного времени. Практики реконструкции создают сложные модели темпоральности и возможности для переживания истории в настоящем (Schneider 2011, Kitamura 2010). Мы предлагаем поговорить о различных формах реконструкций – от воспроизведения исторических событий, реперформансов и восстановлений театральных постановок прошлого до использования этого метода другими формами искусства. Насколько близко к исследуемому историческому событию может подойти реконструкция? Какова мотивация для буквального повторения тех или иных событий у их участников? Может ли реконструкция выступать в роли критического инструмента осмысления прошлого и настоящего? С чем связано появляющееся у многих участников реконструкций ощущение возможности «изменить историю»?
Рабочий язык конференции
Русский
Заявки
Главная цель проводимой Лабораторией ежегодной конференции «Публичная история в России» – диалог исследователей и практиков, интересующихся взаимным влиянием прошлого и современности. Поэтому мы будем рады заявкам на участие как от театроведов, историков, филологов, культурологов и представителей смежных дисциплин, так и от театральных критиков, режиссеров, драматургов, работников архивов и музеев.
Желающие принять участие в одной из секций конференции должны до 30 июня 2018 года прислать тезисы доклада (макс. 500 слов) и академическое CV на адрес: pubhisconf [собака] gmail.com. Обязательно указывайте в теме письма название секции, на которую подаете заявку. Названия прикрепляемых к письму файлов должны начинаться с вашей фамилии на латинице (например: Ivanov_CV; Ivanov_tezisy). О решении оргкомитета кандидаты будут уведомлены до 22 июля.
Оргкомитет располагает ограниченным фондом средств на оплату проезда и проживания в Казани иногородних и иностранных участников. О желании быть рассмотренным на получение гранта необходимо сообщить при подаче заявки.
О Лаборатории публичной истории
Лаборатория публичной истории была создана в 2016 году Андреем Завадским (Свободный университет Берлина), Егором Исаевым (НИУ ВШЭ), Артемом Кравченко (МВШСЭН), Варварой Склез (МВШСЭН, РАНХиГС) и Екатериной Сувериной (Музей современного искусства «Гараж»). Лаборатория занимается проектами и исследованиями в сфере Public History — проблемного поля, включающего теорию и практику существования прошлого в публичном пространстве.