Программа конференции «Публичная история в России: музеи для прошлого или прошлое для музеев?»

«Схема агентурно-контрреволюционной сети, вскрытой КРО УНКВД ЛО в гор. Ленинграде с 15 октября по 1 декабря 1941 г. Всего организаций 51 общей численностью 148 чел.».  Максим Шер, из проекта «Карта и территория» (2014). Фотография — Кристина Романова

 

Организатор Лаборатория публичной истории
При поддержке Музея современного искусства «Гараж», Комитета гражданских инициативФонда им. Фридриха Эберта, Департамента медиа НИУ ВШЭ
Место проведения Образовательный центр Музея современного искусства «Гараж», Москва, Крымский Вал, 9/4

Вторая конференция Лаборатории публичной истории посвящена музею как одному из ключевых институтов, занимающихся актуализацией прошлого в публичном пространстве. Как меняется роль музея в рассказе о прошлом? В чем специфика российских исторических музеев и музеев памяти? Какое место события российской истории XX века, от Революции 1917 года и сталинского террора до социально-экономических и политических трансформаций 1990-х годов и постельцинской эпохи, занимают в современных российских музейных экспозициях? Как музеи осваивают современные цифровые технологии и используют их при создании исторических нарративов? Какое прошлое нужно отечественным музеям, а какие музеи – прошлому?

14 ИЮНЯ

19:30 — 21:00
Лекторий Музея Москвы, Зубовский бульвар, 2
Предоткрытие конференции

Читка пьесы Михаила Калужского «Восстание»
и беседа с автором

Режиссер и модератор — Анастасия Патлай («Археология памяти», Москва)

…Это случилось летом 1931-го. Восстание подняли спецпереселенцы, которых из южных, более пригодных для жизни районов Сибири (сейчас это Алтайский край и Новосибирская область) выселили в болота и тайгу региона, позднее ставшего Томской областью. Спецпереселенцев плохо снабжали, вскоре начался голод и эпидемии. В конце июля 1931 года люди подняли восстание, которое в историографии получило название Чаинского. Оно стало самым масштабным выступлением крестьян-спецпереселенцев на территории Западной Сибири.

Спектакль «Восстание» был создан в рамках проекта Томского краеведческого музея им. М.Б. Шатилова «Чаинское крестьянское восстание (опыт документального театра в музее)», который в свою очередь логически продолжил мемориальный и исследовательский проект «Сибиряки вольные и невольные». Премьера спектакля состоялась в сентябре 2016 года в Томском краеведческом музее.

Авторы спектакля директор Томского краеведческого музея Святослав Перехожев, драматург Михаил Калужский, режиссер Вячеслав Гуливицкий и сценограф Алена Шафер — провели масштабную исследовательскую работу: изучили архивные документы и посвященные Чаинскому восстанию научные исследования, провели интервью с очевидцами восстания и членами семей спецпереселенцев, сохранившими семейную память о тех событиях, использовали в работе базу данных проекта «Сибиряки вольные и невольные». По их словам, получившийся в результате спектакль стал не только и не столько попыткой восстановить фактографию Чаинского восстания, но и шагом к осмыслению насильственных переселений как формы политических репрессий, а также социальной роли личных и семейных воспоминаний.

И проект «Сибиряки вольные и невольные» в целом, в 2013 году ставший лауреатом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина, и спектакль «Восстание» будут подробно рассмотрены в рамках двух секций предстоящей конференции. Читка пьесы, легшей в основу спектакля, станет прологом к обсуждению проектов и открывающим мероприятием всей конференции.

15 ИЮНЯ

11:00 — 11:30
Открытие
Лаборатория публичной истории
Йенс Хильдебрандт (Фонд им. Фридриха Эберта в России)
Александр Рубцов (Комитет гражданских инициатив, Вольное историческое общество, Институт философии РАН)

 

11:30 — 12:30
Пленарное выступление

Михаил Ямпольский (Нью-Йоркский университет, США)
Музей и время. Между историей и памятью

Модератор — Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж», Лаборатория публичной истории, Москва)


12:30 — 12:45
Кофе-брейк

12:45 — 14:35
Секция 1. «Войны памяти» в музейном пространстве  

В исторической политике современной России главная роль отведена Второй мировой войне, которую в отечественной историографии принято называть Великой Отечественной. Память о «Великой победе» находится в сложных отношениях с памятью о Холокосте, ГУЛАГе, борьбе за независимость бывших советских республик и т.д. Такие формы взаимодействия разных исторических дискурсов получили название «войн памяти» (проект Memory at War, Cambridge, 2010). Какое отражение находят эти «войны памяти» в пространстве российских музеев? Кто их ключевые акторы? Возможна ли полифония разных памятей внутри музея, и при каких условиях ее можно достичь?

Джудит Пэллот (Оксфордский университет, Великобритания)
История ГУЛАГа в музеях системы ФСИН

Елена Рождественская (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Музей Афганской войны в поисках смысла

Роман Абрамов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
«Народные музеи» советского прошлого: коммодификация, ностальгия, мифологизация

Дискуссант — Дарья Хлевнюк (Университет штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук, США)
Модератор — Никита Соколов (Вольное историческое общество, Москва)


14:35 — 15:35
Обед

15:35 — 18:00
Секция 2. Genius loci: краеведческие музеи и локальная идентичность  

Краеведческий музей — одна из ключевых институций, призванных участвовать в формировании локальной идентичности. Как часто в современной России краеведческому музею действительно удается играть существенную роль в этом процессе? С кем и как он взаимодействует на институциональном уровне, как осуществляет актуализацию локальной памяти? Как взаимодействует с нарративами общероссийской памяти и памяти региональной? Наконец, какие факторы делают развитие краеведческого музея как центра локальной идентичности более или менее успешным?

Софья Гаврилова (Оксфордский университет, Великобритания)
Наследие советских теоретических и экспозиционных методов в современных краеведческих музеях  

Галина Янковская (Пермский государственный национальный исследовательский университет, Музей современного искусства PERMM, Пермь)
Прошлое как проект: образы истории в практиках музейных грантовых конкурсов Пермского края

Сергей Каменский (Музей истории Екатеринбурга, Екатеринбург)
Музей «на районе»: опыт формирования локальной идентичности

Дмитрий Мухин (Архитектурно-этнографический музей Вологодской области «Семенково», Вологодская область)
Границы этнографии: проекты «Мы, собравшись, постановили…» и «Право на судьбу» музея «Семенково»

Михаил Тимофеев (Ивановский государственный университет, Иваново)
«Коммунизм+Коммуна=коммуналка»: новая экспозиция Музея первого Совета в Иванове

Дискуссант — Борис Степанов (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Модератор — Артем Кравченко (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Лаборатория публичной истории, Москва)


18:10 — 18:25
Кофе-брейк

18:25 — 20:00
Секция 3. От первого лица: личные воспоминания в музее

Традиционно исторический музей воспроизводит культурную память. Однако появившееся в науке и обществе второй половины ХХ века внимание к индивидуальному опыту человека дает современным музеям множество инструментов для включения историй отдельных людей в свои коллекции и экспозиции. Какое влияние эти истории оказывают на сложившиеся картины исторических событий? Как они трансформируют экспозиционную практику? Можно ли сохранить баланс между фрагментарностью и неполнотой личных историй и стремящимся к непротиворечивости линейным историческим нарративом? Требует ли воспроизводство личных документов и свидетельств новых музейных технологий? С какими трудностями сталкиваются музеи, обращаясь к источникам личного характера?

Татьяна Миронова (Проект «Войти и разрешить», ЦТИ «Фабрика», Москва)
Репрезентация воспоминаний в музее: от личного опыта к произведению  

Святослав Перехожев, Константин Ширко (Томский областной краеведческий музей имени М.Б. Шатилова, Томск)
Голоса из Сибири: личные истории в проекте «Сибиряки вольные и невольные»

Галина Беляева (Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов)
«Домашний музей» в публичном пространстве: личная мифология Вячеслава Лопатина

Модератор — Вера Дубина (Московская высшая школа социальных и экономических наук, Фонд Фридриха Эберта, Москва)

16 июня

11:00 — 12:00
Пленарное выступление

Фелисити Аллен
(Художник, писатель, куратор, глава образовательного отдела Tate Britain (2003-2010), Великобритания)
Re-visiting, Re-Situating Gallery Education
(на английском языке с синхронным переводом)

Модератор — Жоана Монбарон (Исследователь, куратор образовательных проектов, Санкт-Петербург)


12:00 — 12:20
Кофе-брейк

12:20 — 14:35
Секция 4. Эмансипированный музей: преодоление маргинализированности социальных групп

Формирование гомогенной национальной памяти являлось одной из ключевых задач исторических экспозиций современных музеев. Со временем — прежде всего во второй половине XX века — в это национально-просветительское пространство все чаще стали вторгаться голоса групп, которые стремились внести изменения в господствующие представления о прошлом. Постколониальный взгляд на мировую историю, миграционные процессы, феминистские исследования, квир-теория и Disability Studies — все это подталкивает музеи к переосмыслению исторических экспозиций, к включению прежде маргинализированных социальных групп в музейные нарративы. Какое отражение этот процесс находит в России? Меняются ли экспозиции в сторону большей инклюзивности? Реализуют ли современные российские музеи свой эмансипационный потенциал?

Александр Кондаков (Европейский университет в Санкт-Петербурге, Центр независимых социологических исследований, Санкт-Петербург)
Квир-архивирование: стратегия конструирования музеев будущего

Иван Гринько (Московская высшая школа социальных и экономических наук, «Музейный аудит», Москва)
Нарративы миграции в российских музеях: нереализованный потенциал

Анна Ильченко (Фонд V-A-C / Фонд «Виктория — Искусство Быть Современным», Москва), Ярослав Алешин (Музей Вадима Сидура, МВО «Манеж», Москва)
Общее целое: можем мы ли отказаться от идеи инвалидности сегодня?

Мария Сарычева (Независимый куратор, Москва), Евгений Ляпин (Активист Queer Peace, Москва)
Инклюзия как новая норма: опыт создания проекта «Единомышленники» в Музее «Гараж»

Модератор — Александр Иванов (Исследователь, куратор образовательных проектов, Санкт-Петербург)

14:35 — 15:35
Обед

15:35 — 17:50
Секция 5. Играя в прошлое: «немузейные» форматы в музее

Все чаще современные музейные институции, в том числе исторические музеи и музеи памяти, используют способы актуализации прошлого, раньше считавшиеся «немузейными». Сегодня в музейных пространствах часто организуются спектакли, перформансы, игры; во многих музеях можно брать экспонаты в руки, использовать экраны планшетов для выбора интересующей информации, оставлять записки, которые становятся частью экспозиции. Интерактивность и партиципаторность меняют принцип рассказа о прошлом, перенося акцент с одностороннего потребления прошлого на соучастие в его воспроизведении. Какие новые способы работы с аудиторией используют российские музеи? Как они внедряют интерактивные и партиципаторные технологии в экспозиции? Как это меняет рассказ о прошлом? И чем ограничена степень соучастия посетителя музея?

Михаил Калужский (Драматург, редактор Open Democracy Russia, Германия)
«Восстание»: кто позвал драматурга в музей?

Павел Куприянов (Институт этнологии и антропологии РАН, Исторический музей, Москва)
Боярский быт в «оживших картинках»: музейная инсценировка как способ освоения прошлого

Екатерина Каменская (Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург)
«Искусство путешествий»: актуализация исторических коллекций через вовлечение горожан

Олег Николаев (Бюро «АртТерра», Санкт-Петербург)
Опыт интерактивной экспозиции «Сказание о Мамаевом побоище» (Музей-заповедник «Куликово поле», Тула, 2015)

Модератор — Варвара Склез (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, Лаборатория публичной истории, Москва)


17:50 — 18:10
Кофе-брейк

18:10 — 20:00
Секция 6. Как представить источник? Экспонирование и образовательные программы в музейных проектах (круглый стол)

Любая историческая выставка или музейная образовательная программа имеет дело с определенным набором источников, на основании которого могут быть построены пространство и нарратив. Но не секрет, что сам характер источников существенно отличается в зависимости от того, к какой эпохе и проблеме обращаются создатели проекта. Как специфика источников влияет на формирование экспозиционного пространства и на репрезентацию самого источника? Как именно происходит актуализация источниковедческих проблем внутри экспозиции? Насколько продуктивно задаваться источниковедческими вопросами в музее и других пространствах, становящихся объектом публичной рефлексии? Должны ли образовательные программы раскрывать и дополнять источниковедческий контекст репрезентируемой в проекте эпохи?

Участники:
Мария Сакирко (Музей Москвы, Москва)
Марина Соколовская (Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр), Екатеринбург)
Лия Чечик (Еврейский музей и Центр толерантности, Москва)
Галина Янковская (Музей современного искусства PERMM, Пермь)

Модератор — Юлия Лидерман (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, Москва)

17 июня

11:00 — 12:50
Секция 7. Потребляя прошлое: феномен «успешной выставки»  

Самым очевидным критерием успешности любой выставки, в том числе и связанной с рассказом о прошлом, является число посетителей и количество проданных билетов. Это неизбежно подталкивает организаторов не только к изменению маркетинговых стратегий, но и к поиску максимально адаптированных для массового посетителя форм. Упрощается и содержание: профессионалы отмечают, что порой кураторы таких блокбастерных выставок создают простые конструкты прошлого, инструментализируя их для нужд современности, а не для понимания и критического отношения к произошедшему событию. Какова общественная значимость подобного презентизма (Артог)? Где лежит грань между возможным и недопустимым упрощением? Могут ли выставки-блокбастеры чему-то научить создателей музейных экспозиций? Или же, напротив, они в большинстве случаев требуют последовательной критики?

Зинаида Бонами (Музей изобразительных искусств им. Пушкина (2001-2015), Москва)
Выставка-блокбастер как эффект постмузея

Виктория Казьмина (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва)
Стратегии медиатизации прошлого в мультимедийном проекте «Россия — моя история»  

Софья Чуйкина (Университет Париж VIII, Франция)
Выставки о Первой мировой войне в России и во Франции (2014-2015): влияние коммеморативного контекста на концепции и их восприятие

Модератор — Егор Исаев (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Лаборатория публичной истории, Москва)  


12:50 — 13:10
Кофе-брейк

13:10 — 14:10
Пленарное выступление

Драган Куюнджич (Флоридский университет, Гейнсвилл, США)
Liquid Museum: «А нету, тетя, такого музея»!
(на английском языке с синхронным переводом)

Модератор — Андрей Завадский (Свободный университет Берлина, Германия; Лаборатория публичной истории, Москва)


14:10 — 15:10
Обед

15:10 — 17:30
Секция 8. Современное искусство — сложная работа с прошлым?

Современных художников часто обвиняют в намеренной сложности, которая отталкивает публику от посещения художественных музеев. Тем не менее современное искусство все чаще рассматривает «прошлое» и существующее к нему отношение в качестве предмета своего исследования. Так, художник Кирилл Глущенко в рамках недавней выставки «Прекрасен облик наших будней» показал частную жизнь в эпоху оттепели через озвученные дневники водителя автобуса Николая Казакова. В качестве другого примера можно назвать работы Гриши Брускина, в которых деконструируются советские мифы. Как удается — и удается ли — современным художникам, работающим с прошлым в «сложных формах», осуществить коммуникацию со зрителем? Что можно считать позитивным результатом такой коммуникации: солидаризацию зрителя с точкой зрения художника или же выработку критического отношения к представляемому художником прошлому? Какие критерии позволяют говорить о том, что художник проводит исследовательскую работу, а не инструментализирует прошлое в своем произведении?

Юлия Лидерман (Школа актуальных гуманитарных исследований (ШАГИ) РАНХиГС, Москва)
«Реальность» исторического источника в современном искусстве

Илья Будрайтскис (Публицист, куратор, преподаватель, Институт проблем современного искусства (ИПСИ), Москва)
«Что-то пошло не так»: 2000-е между историей и опытом

Алиса Савицкая (Волго-Вятский отдел Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), Нижний Новгород)
Современное искусство и новое краеведение: нижегородские кейсы

Максим Шер (Художник, Москва)
Образ против документа: художник как историк повседневности 

Модератор — Екатерина Суверина (Музей современного искусства «Гараж», Лаборатория публичной истории, Москва)


17:30 — 17:50
Кофе-брейк

17:50 — 19:40
Секция 9. Виртуальные баррикады: онлайн-музеи и доминирующие нарративы

Интернет создал множество новых возможностей для рассказа о прошлом, и онлайн-пространство играет сегодня важнейшую роль в процессе музеефикации. С одной стороны, российские музеи активно оцифровывают свои коллекции, создавая открытые для всех архивы экспонатов. С другой стороны, в интернете становится все больше виртуальных музеев и исторических проектов. Они дополняют музейные нарративы, представляют альтернативные взгляды на историю и память, музеефицируют прошлое, еще не включенное в традиционные музейные экспозиции, и создают архивы личных воспоминаний, которые по разным причинам не могут быть включены в музейные экспозиции. Какую роль играют исторические онлайн-проекты в актуализации контрпамяти и, шире, в процессах бытования памяти в России? Какие механизмы используют авторы этих проектов для противостояния доминирующим нарративам? Каков потенциал таких «виртуальных баррикад»?

Илья Венявкин («Прожито», InLiberty, Москва), Михаил Мельниченко («Прожито», Москва)
Проект «Прожито»: электронный архив как нарратив о прошлом

Андрей Борзенко («1917. Свободная история», Москва)
Дедлайн сто лет назад. Исторический нарратив на языке новых медиа

Марина Соколовская (Президентский центр Б.Н. Ельцина (Ельцин Центр), Екатеринбург)
«Свои девяностые» в Музее первого президента России Б.Н. Ельцина

Дискуссант —  Полина Колозариди (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Клуб любителей интернета и общества, Москва)  
Модератор — Андрей Завадский (Свободный университет Берлина, Германия; Лаборатория публичной истории, Москва)

 

Партнеры конференции 

Музей Москвы
Московская высшая школа социальных и экономических наук (Шанинка)
Colta.ru
Gefter.ru
«Теории и практики»

Контакты 

contact@publichistorylab.ru
Publichistorylab.ru
www.facebook.com/publichistorylab

PDF_Conference_Programme_2017

Оставьте комментарий