Лаборатория публичной истории представляет свою первую книгу: «Политика аффекта: музей как пространство публичной истории». Этот сборник статей под редакцией Андрея Завадского, Варвары Склез и Катерины Сувериной выходит в «Новом литературном обозрении» в мае 2019 года.
Сборник посвящен музею как пространству взаимодействия с прошлым. Современные музеи выполняют традиционную для просвещенческого проекта образовательную функцию, предоставляя возможности для познания того или иного фрагмента прошлого. При этом музеи все больше заботятся о соучастии зрителей, активизируя различные аспекты их опыта. Музеи работают с материальностью, телесностью, изображениями, звуками и запахами, становятся местом для театральных постановок и перформансов, выходят за пределы музейных стен в городское и цифровое пространства. Эта книга посвящена тому, как осознание музеями потенциала эмоционального восприятия прошлого влияет на его репрезентацию. Используя различные методологические подходы, авторы сборника — музееведы, историки, социологи, культурологи, кураторы и драматурги — иcследуют техники управления аффектом и эмоциями в современном и историческом контекстах. Музейные технологии рассматриваются в контексте проблем публичной истории, политики памяти, культурной политики, музейной теории и практики.
СОДЕРЖАНИЕ
Aндрей Завадский, Варвара Склез, Катерина Суверина
Предисловие. Разум и чувства: публичная история в музее
КОНТУРЫ АФФЕКТА
Зинаида Бонами
Музей в дискурсе аффекта
Елена Рождественская, Ирина Тартаковская
В поисках этоса, в бегстве от пафоса: место аффекта в музее и вне его
Дарья Хлевнюк
Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти
Александр Кондаков
Квир-архив, ЛГБТ-музей и потерянные мальчики: две версии истории сексуальности
РЕЖИМЫ ЗНАНИЯ
Мария Силина
«Эмоциональное мышление» и «самоговорящие вещи»: к истории аффекта в советских музеях в 1920—1930-х годах
Софья Гаврилова
Наследие советских теоретических и экспозиционных методов в современных краеведческих музеях
Алиса Савицкая
Музей в пространстве города: как нижегородское уличное искусство работает c локальным контекстом
АРТЕФАКТЫ И ЭФЕМЕРЫ
Софья Чуйкина
Конструирование памяти о забытом событии через музейные технологии: производство эмоций на выставках о Первой мировой войне в 2014 году
Роман Абрамов
Грани неформальной музеефикации «реального социализма»: материализация ностальгического аффекта
Галина Янковская
Эфемеры для музея: звуки и запахи, заводы и университеты
Вера Дубина
Виртуальное место памяти и реальное пространство ГУЛАГа в современной России
МУЗЕЙ ВНЕ СЕБЯ
Юлия Лидерман
Документальное как эстетическое
Павел Куприянов
Боярский быт в «оживших картинках»: музейная инсценировка как способ освоения прошлого
Михаил Калужский
Сцена в музее: возможности и границы документального театра в музейном пространстве
Егор Исаев, Артем Кравченко
Послесловие. Границы аффекта как границы идентичности: кризис публичного музея
Фрагмент книги можно прочитать здесь.