Политика аффекта. Музей как пространство публичной истории (Новое литературное обозрение, 2019)

Лаборатория публичной истории представляет свою первую книгу: «Политика аффекта: музей как пространство публичной истории». Этот сборник статей под редакцией Андрея Завадского, Варвары Склез и Катерины Сувериной выходит в «Новом литературном обозрении» в мае 2019 года.  

Сборник посвящен музею как пространству взаимодействия с прошлым. Современные музеи выполняют традиционную для просвещенческого проекта образовательную функцию, предоставляя возможности для познания того или иного фрагмента прошлого. При этом музеи все больше заботятся о соучастии зрителей, активизируя различные аспекты их опыта. Музеи работают с материальностью, телесностью, изображениями, звуками и запахами, становятся местом для театральных постановок и перформансов, выходят за пределы музейных стен в городское и цифровое пространства. Эта книга посвящена тому, как осознание музеями потенциала эмоционального восприятия прошлого влияет на его репрезентацию. Используя различные методологические подходы, авторы сборника — музееведы, историки, социологи, культурологи, кураторы и драматурги — иcследуют техники управления аффектом и эмоциями в современном и историческом контекстах. Музейные технологии рассматриваются в контексте проблем публичной истории, политики памяти, культурной политики, музейной теории и практики.

СОДЕРЖАНИЕ

Aндрей Завадский, Варвара Склез, Катерина Суверина 
Предисловие. Разум и чувства: публичная история в музее

КОНТУРЫ АФФЕКТА

Зинаида Бонами
Музей в дискурсе аффекта

Елена Рождественская, Ирина Тартаковская 
В поисках этоса, в бегстве от пафоса: место аффекта в музее и вне его

Дарья Хлевнюк 
Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти

Александр Кондаков
Квир-архив, ЛГБТ-музей и потерянные мальчики: две версии истории сексуальности

РЕЖИМЫ ЗНАНИЯ

Мария Силина
«Эмоциональное мышление» и «самоговорящие вещи»: к истории аффекта в советских музеях в 1920—1930-х годах

Софья Гаврилова
Наследие советских теоретических и экспозиционных методов в современных краеведческих музеях

Алиса Савицкая
Музей в пространстве города: как нижегородское уличное искусство работает c локальным контекстом

АРТЕФАКТЫ И ЭФЕМЕРЫ

Софья Чуйкина
Конструирование памяти о забытом событии через музейные технологии: производство эмоций на выставках о Первой мировой войне в 2014 году

Роман Абрамов
Грани неформальной музеефикации «реального социализма»: материализация ностальгического аффекта

Галина Янковская
Эфемеры для музея: звуки и запахи, заводы и университеты

Вера Дубина 
Виртуальное место памяти и реальное пространство ГУЛАГа в современной России

МУЗЕЙ ВНЕ СЕБЯ

Юлия Лидерман
Документальное как эстетическое

Павел Куприянов
Боярский быт в «оживших картинках»: музейная инсценировка как способ освоения прошлого

Михаил Калужский  
Сцена в музее: возможности и границы документального театра в музейном пространстве


Егор Исаев, Артем Кравченко 

Послесловие. Границы аффекта как границы идентичности: кризис публичного музея

Фрагмент книги можно прочитать здесь

Оставьте комментарий